?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Успех ничему не учит

Как сказал Б.Гейтс «Успех ничему не учит. Он только убеждает умных людей, что они не могут проиграть». Однако, время от времени каждый из нас, бывает, ошибается. Как сказал мой друг – «мы все делаем ошибки, как и все добиваемся в чем-то успеха, важно, что бы успеха было больше чем ошибок»

Часто встречаю ситуацию, что собственник большого предприятия говорит о наличии у него некоей идеи, которая должна стать продолжением прошлых славных дел. Безусловно, есть история успеха предприятия. Безусловно, за собственником идет его команда, с которой был достигнут и разделен прошлый успех. И вот сейчас собственник снова готов к свершениям.

Безусловно, человек, который создал свой бизнес, собрав вокруг себя людей, которые стали исполнителями его воли и воплотили в жизнь его планы, имеет достаточное количество волевых, финансовых и трудовых ресурсов для реализации своих замыслов. Но как показывает практика, пользоваться ресурсами, которые находятся в их распоряжении, умеют и готовы далеко не все.

Сегодняшнее решение собственник предприятия осуществляет вчерашними методами.
Например, на заре своей карьеры он купил станок, понадеявшись на ощущение рынка в некоем продукте. Ощущение не обмануло, станок помог заработать деньги. И сейчас владелец станка решил купить автоматизированную линию или даже цех для дальнейшего развития.
В чем сходство и различия двух ситуаций – на заре деятельности и в настоящее время?
В первой сделке у ее автора не было ресурсов для сбора информации и ее анализа. Он оценил те факты, которые были ему доступны, и принял на себя коммерческий риск. Все сложилось лучшим образом. У него. У девяноста процентов тех, кто начинал с ним рядом, не сложилось. Почему? У него, конечно, есть соя версия. Но версий будет столько, сколько человек будет анализировать и интерпретировать имеющиеся факты. Итогом первой части «марлезонского балета» стало то, что автор небезосновательно счел себя более успешным, удачливым и оборотистым дельцом, чем все те, у кого не сложилось.
И задумав новый виток развития предприятия, он повторит тот же набор шагов, который когда то привел его к успеху в первый, а возможно были второй и третий разы.
Но что-то уже изменилось. Что же?
Произошли два главных изменения: изменилось окружение его предприятия, в первую очередь рынок, второе - изменилось само предприятие.
Одно из свойств человеческой психики – запаздывание. Мы не успеваем фиксировать то, как меняется мир, и меняемся мы. Мы старше, чем ощущаем себя. Мир уже стал другим. Информация, которой мы пользовались последний раз, уже устарела, и ее надо проверять.
То есть речь идет о том, что автор идеи думает что понимает, то, как все обстоит на самом деле.
В то время как на самом деле все обстоит совсем иначе.

В результате неверная оценка конкретной ситуации приводит к тому, что использованные решения будут стоить дороже, чем Вы готовы за них заплатить.
Не хочу никого обидеть, подобный подход очень распространен. Дэниел Канеман (психолог), изучая реакцию человеческого интеллекта на задачи различной сложности, сделал вывод, что мы, люди, имеем свойство упрощать решение, это первая реакция на любую задачу, «Плавали, знаем!» - ответ готов. И получаем Олимпиаду ценой несколько дороже, чем планировали изначально.

Что нужно сделать для получения максимально достоверной оценки ситуации и возможностей?
Как сказал мудрец, «Если не уверен, что твоя стрела попадет в оленя – подойди поближе».
Все что нужно автору идеи для оценки результативности своего плана, это приблизиться к оленю.

Для проверки жизнеспособности бизнес идеи требуется проверка базовых утверждений, на которые опирается поверяемая идея.
Коммерческие проекты, в отличие от политических, не должны воплощаться любой ценой. У них другие цели и ограниченные источники ресурсов.
Хотя, безусловно, разумное использование ресурсов на политических проектах может сохранить государственной казне достаточное количество средств для реализации проектов не только политической, но и социальной направленности.
Как обеспечить разумный переход от скороспелых заявлений типа «Плавали, знаем!» к измерению целей, ресурсов и возможностей? К достижению результата не любой ценой, а на экономически обоснованных условиях?
Первое что нужно сделать это положить все на бумагу, если ваш план не написан, считайте, что у вас нет никакого плана.
После этого отделите важное от второстепенного, и определите критерии проверки информации таким образом, чтобы в точности полученного результата нельзя было усомниться.
Добейтесь того, чтобы все описательные характеристики проекта были измеримы и подтверждали или отвергали  основную идею проекта.

Пример из жизни
Молодой и амбициозный собственник машиностроительного завода решил реализовать проект, который должен был вывести основной продукт предприятия на недостижимые ранее высоты качества. Речь шла о строительстве нового цеха, с закупкой технологии и оборудования у зарубежного поставщика. Был подготовлен план, обоснованы инвестиции, получены кредиты. В процессе реализации выяснилось, что первоначальная сумма не включала в себя ряд некоторые технологические аспекты. Сказалась языковая разница в прочтении сопроводительной документации. План доработали. Потом еще, и еще. Проект превысил уровень первоначального бюджета в три раза. Выйти из проекта нет возможности. Он сравнялся по масштабу инвестиций с самим заводом. При этом полезность проекта не выросла. Выросла его затратная часть.

И еще один пример
Успешная группа предприятий, объединенных общим капиталом решила воплотить проект, который последние несколько лет вызревал в умах руководителей и собствеников. Налицо были все ЗА: новый проект планировался в родной нише предприятия, с учетом накопленного опыта, знаний и умений. Требовалось только привлечь финансирование для его свершения  и через три года торжествовать успех. Все тезисы и задачи известны, не однажды осмыслены и проговорены. Все исполнители известны и проверены в своей компетенции. Дело за малым – начать да кончить, вписав еще один лист в славную летопись Компании. Организованная для реализации проекта рабочая группа села воплощать идеи в описаниях и таблицах для банков. Проведя итоговое чтение первой версии бюджета проекта, получили результат принципиально не отвечающий ожиданиям. Проект не убирается во временные и финансовые рамки, наложенные ресурсным обеспечением. Другими словами, нужно делать или по-другому, или никак. Проект изменили очень сильно. Можно сказать до неузнаваемости. Под стать требованиям, которые наложила реальность.
Предприятие избежало рисков связанных с привлеченными деньгами, переработав первоначальный проект, с учетом всех уточнений.

Недавно мне задали вопрос – что такое хороший бизнес-план, и чем он отличается от «обычного»?
Ответ может показаться банальным – хороший бизнес план отличается меньшим количеством предположений и допущений, его данные обоснованы и опираются на факты, которые имеют однозначную трактовку, не позволяющую их использовать иным образом.

И последний совет: избегайте сложных построений там, где можно обойтись без них, как это рекомендовал делать Уильям Оккам, оставшись в истории во много благодаря этому принципу, который получил название - принцип Бритвы Оккама.

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
vladimir_kozh
May. 10th, 2016 11:49 am (UTC)
Спасибо!
pretty_girl07
May. 12th, 2016 06:21 pm (UTC)
Очень интересно)
vladimir_kozh
May. 13th, 2016 09:22 am (UTC)
Спасибо! )
bellkkinn
May. 13th, 2016 11:17 am (UTC)
интересно))))
vladimir_kozh
May. 15th, 2016 06:19 pm (UTC)
Спасибо!
Спасибо за интерес! )
( 5 comments — Leave a comment )

Profile

vladimir_kozh
Владимир Кожухарь
Ваш бизнес

Latest Month

March 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel