?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Если на предприятии есть деньги – там работают хорошие финансисты, если на предприятии нет денег – плохие. Если предприятие не работает, там нет финансистов.
Термин финансист для меня ассоциируется с движением. Движением к деньгам. Этим финансист и  отличается от экономиста и бухгалтера. Два последних больше разбираются с тем, куда попали, чем определяют куда идти.
Именно поэтому финансисты это в некотором роде особая каста, можно сказать сословие, которое на любом предприятии, играет роль преторианской гвардии императора. Элита. Они управляют деньгами. Без финансистов деньги не пойдут никуда.
И как это сложилось у преторианской гвардии (еще полторы тысячи лет назад), без должного внимания гвардия финансистов превращается в «гнездо мятежей и разврата» (слова императора Константина Великого). История тому имеет множество примеров, и не только в истории Рима. Но и нашей с вами современности.

История 1: Завод продает оборудование, которое не загружено в производственном процессе, «все равно стоит, да и деньги нужны», и вдруг через непродолжительное время, за забором предприятия начинает свою работу молодое предприятие которое забирает себе ключевых заказчиков. Структура затрат нового предприятия сбалансирована. В отличие от завода у него нет «нароста» непроизводительных расходов. В силу чего его операционная прибыль на достаточно высоком уровне. Да-да, оно работает на оборудовании завода, которое было продано. После недолгого времени с завода уходит один из топ-менеджеров. Трудиться в качестве собственника вновь образованного предприятия.

История 2: Крупное предприятие федерального масштаба выступает в роли системного интегратора, выстроенные отношения с заказчиками и подрядчиками. В один момент времени возникает вопрос – подрядчик не получил оплату по завершенному проекту.
- «а мы платили!»
-«а мы не получали»
При проверке выяснилось, что платеж действительно сделан, с правильным назначением платежа, и в правильные сроки. Но на юридическое лицо «двойник». С точно таким же названием. Как реквизиты компании «двойника» попали в автоматизированную  систему казначейства, выяснить не удалось. Проверка всех сотрудников на полиграфе не принесла результата. Потери акционеры покрыли из собственных средств.

Или в лучшем случае это выглядит так: сотрудники изо всех сил отдают себя общему делу. И каждый отдельно взятый специалист финансовой службы «ЗА» прибыль Компании, и свою премию от этой прибыли. Но в целом получается не всегда, и как то не очень. Деньги на счетах «маринуются», а то и вовсе уходят «не туда», документы оформляются не те и не вовремя, бюджеты формируются не в срок, и по факту не выполняются. В общем - разруха. На каждом втором предприятии, имеющем подобную картину, вам ответят, что все причины и источники бедствий в финансовой службе.
Что же не так с финансистами? И только ли с ними?

Человек (в общем смысле, как вид Homo sapiens), и как финансист в частности, является очень противоречивым существом. Несмотря на образование, логику и опыт личный, а так же всех предыдущих поколений финансистов вплоть до Давида Риккардо и Адама Смита, он умудряется сочетать в себе не сочетаемое, и выбирать для себя не выбираемое. То есть совсем не то, что ему требуется по уму и по должности, если руководствоваться его же логикой и размышлениями.
Даниель Канеман (психолог) получил Нобелевскую премию по экономике, доказав Нобелевскому комитету что носители финансового смысла и экономических знаний (в части осознанности своей деятельности и следующих из них решений) стоят в своем развитии не дальше чем деревенская детвора, собравшаяся под шатром цирка шапито, и гадающая сколько весит гиря в руках циркового силача.
Поневоле становится грустно.

Предполагаю, что Канеман не выдумал ни слова из той конструкции мыслей, которую продемонстрировал Нобелевскому комтитету, а всего лишь снял кальку с одной из сторон своей многогранной натуры. Именно поэтому всем кто знакомится с его выкладками, такой ход мыслей если не близок, то хотя бы понятен.

А финансисты - экономисты, бухгалтера, плановики и прочие труженики электронных таблиц и учетных систем -  те же люди. С теми же особенностями, читай странностями, которые не помогают, а скорее препятствуют достижению трудовых успехов конкретно ими, как и предприятию на котором они трудятся в целом - прибыли.

Можно ли на них, на финансистов (гвардейцев) возложить всю полноту ответственности за происходящее?
Предлагаю вам свою версию ответа – нет. Нельзя.

Вся полнота ответственности лежит на их руководителе. На том, кто их принял на работу, посадил на рабочее место и управляет их трудом.
Или вы будете Константином Великим, который изменил деградировавшую систему, или пополните славную когорту римских императоров (и частично русских царей), отправленных в мир иной (в нашем случае иную финансовую реальность) с помощью вот этих самых добросовестных тружеников.

Истрия 3: Торговое предприятие с полным циклом «закуп-транспортировка-разгрузка-хранение-фасовка-продажа» успешно выросло из небольшого предприятия до входящего в первую пятерку (по городу в своей товарной группе). Команда из трех человек, не считая рядового состава:

  1. втор идеи – он же собственник,

  2. финансист,

  3. коммивояжер (не путать с коммерсантом!).

Рост прибыли долго шагал в ногу с ростом оборотов, до тех пор бизнес не перерос компетентность финансиста. После чего у собственника начались финансовые проблемы. Отсутствие расчета транзакционных издержек привело к тому что значительная часть операций стала проводиться в убыток. Дальше как в анекдоте про зайца: «Прибыль еще не считали – но обороты растут!»

Как сохранить и преумножить прибыль предприятия, используя тех же финансистов (а где взять других?)
Цикл жизни любого сотрудника компании, не только финансового специалиста, перемещается по нескольким основным площадям:

  1. «Трудный ребенок»

  2. «Восходящая звезда»

  3. «Дойная корова»

  4. «Дохлая собака»

Это в лучшем случае J. У каждого специалиста будет своя высота достижений, у кого-то больше, у кого-то меньше, но последовательность всегда будет именно такая: восхождение и спуск.
Ваша цель из «трудного ребенка» сделать «звезду».
Начало всех отношений это собеседование, и до начала собеседования вам нужно ответить на вопрос: кого вы ищете?
У каждого специалиста предприятия есть три характеристики, наиболее полно определяющие его отношение к своей работе, и своему работодателю:

  1. Профессионализм

  2. Порядочность

  3. Преданность

Нам всем бы хотелось, что бы люди, работающие на нас, и под нашим руководством, имели эти характеристики на высшем балле. Но это идеал, а он, как известно не достижим.
Что с этим можно поделать?
При приеме на работу вы можете и должны получить максимум информации, которая бы позволяла вам измерить данные характеристики. И после этого принимать решение, оценивая риски сотрудничества с конкретным специалистом.
Профессионализм в данной тройке наиболее гибкая величина. Как говорил Александр Васильевич Суворов – «Тяжело в ученье – легко в бою!» Если вы на регулярной основе будете тренировать профессиональные навыки сотрудников (попутно проверяя их уровень), профессионализм сотрудников будет расти. Это аксиома.
Порядочность это то, что изменению не поддается. Она либо есть, либо нет. Не стоит ожидать, если вы примете на работу проходимца (для «особых» поручений), что он будет расположен как батарейка: к вам «плюсом», ко всем прочим «минусом».
К слову о порядочности. Социальные исследования показали, что только 40% интервьюируемых ни при каких условиях не воспользуются чужой собственностью. 60% - увы.
Преданность начинается с ноля, и растет в процессе ваших отношений. Высоко порядочный человек всегда имеет начальное значение выше ноля, все остальные приобретут этот показатель в процессе совместного труда. «Совместный труд, для моей пользы, он объединяет!» как говорил кот Матроскин (герой Эдуарда Успенского).

В самом начале все примерно одинаково выглядит. Набрали сотрудников, получили новобранцев, «Кто в лес, кто по дрова».
А дальше снова по заветам Александра Васильевича Суворова: «Каждый воин, должен знать свой маневр». Не догадываться о нем, не строить предположения о целях и формах их достижения, а знать конкретно и точно – что, как, для достижения какого результата он должен делать. Для этого пишут индивидуальные (не под копирку) инструкции, проводят обучение, и проверку усвоенного материала.
А где же финансы? Спросите вы.
Финансов не будет, если совокупный уровень трех «П» (Профессионализм, Порядочность, Преданность) сотрудников вашего предприятия не достигнет минимального значения полезности. Наибольший прирост вы получите при увеличении профессионализма сотрудников, порядочность и преданность, к сожалению, не имеют прямых рычагов.

Как говорит один мой знакомый: нанимая на работу профессионала вы не находите спасителя, а принимаете на себя риски. Размер рисков зависит от уровня допуска принимаемого на работу специалиста к ресурсам компании.

Трейдеры банков Credit Agricol и Societe Generale имели высокий допуск. В 2008 году их компаниям это обошлось достаточно дорого.
Как вы управляете этими рисками?

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
orchid_eya
Mar. 31st, 2016 03:42 am (UTC)
Ничего в этом не понимаю
anonimusi
Apr. 1st, 2016 12:29 pm (UTC)
А если в стране нет денег?
vladimir_kozh
Apr. 1st, 2016 01:23 pm (UTC)
Деньги это только средства расчета. Если есть востребованная ценность - продукт, услуга, средства расчета найдутся. Возникнут дополнительные процессы трансформации одних ценностей в другие, но суть останется без изменения.
skrust
Apr. 2nd, 2016 07:46 am (UTC)
утро доброе, чудесной и позитивной субботы ! )
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

vladimir_kozh
Владимир Кожухарь

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel